Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как
некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения
мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша
тщетна, тщетна и вера ваша,
1 Кор.15:12-14
Мы так привыкли к ежегодному
празднованию Светлого Христова Воскресения, что отношение к этому историческому
событию у многих людей стало поверхностно-бытовым. В лучшем случае, праздник
Пасхи связывают с посещением церкви, освящением пасхальных куличей и семейным
общением. Не напрасно же возникла шутка у современников:
- почему всякий раз, когда я
прихожу в церковь, мне, вместо «здравствуй», говорят: «Христос Воскрес!»?
Еще постоянным атрибутом
празднования Пасхи стало посещение могил похороненных родственников.
Справедливости ради скажу, что попытки многих священников Православной церкви
убедить народ не ходить на кладбище в Пасхальное воскресение, остаются
безуспешными: кладбище на Пасху превращается в шумный улей. Замысел этой
традиции был неплохим: у могилы дорогого человека провозгласить победу Христа
над смертью и напомнить о грядущем воскресении мертвых. Но и эта традиция была
омрачена пьянством и безобразиями. И даже на кладбище, где особенно четко
просматривается рубеж между жизнью и смертью, народ не слишком утруждает себя
размышлениями о воскресении и вечности. Почему?
Все живые существа, осознанно или
нет, дорожат жизнью, за жизнь цепляются. Смерть всегда противна всему живому. Однако, только человек задается
вопросом о смысле жизни. И к суициду способен только человек, смысл жизни
потерявший. Более того, большинство нормальных людей стараются увидеть смысл не
только жизни, как таковой, но и смысл любого действия, дела и, даже, затеи.
Говорят, что нацисты в концлагерях, для того, чтобы разрушить основы личности в
заключенных, принуждали их к бессмысленному труду. Подобными были методы и в
сталинском ГУЛАГе. До сих пор памятником безрассудству стоит железная дорога
Салехард – Игарка, дорога в никуда, дорога, в которой каждая уложенная шпала
стоила одной жизни заключенного сталинской эпохи.
Мало кого устроит простое по
своей сути, но бессмысленное времяпровождение. И любое, пусть самое благородное
дело, смысл которого не лежит на поверхности, будет малоинтересным для
непосвященного человека. Так, например, люди, не имеющие отношений с Богом, не
найдут смысла в еженедельном посещении церкви.
- Что там можно делать каждое воскресенье?
А если, при этом, собеседник
узнает, что вы не только в воскресенье, но еще и среди недели бываете в церкви,
- это может показаться и вовсе несерьезным.
Как-то пригласил я в церковь одну
знакомую женщину, долгие годы работавшую учительницей в школе.
- Приходите, Нина Андреевна, к
нам в церковь, на богослужение.
И то, что она мне ответила,
заставило меня кое о чем задуматься.
- Ты знаешь, Сергей Викторович,
вот я тебя уважаю, как человека, но понять не могу, что можно делать каждое воскресенье в церкви. Я
могла бы пойти в церковь, но если вы мне разрешите взять с собой вязание, чтобы
время попусту не тратить.
Похоже, что моя собеседница не
одинока в своих взглядах. Хотя, вместе с тем, те же люди, которые посещение
церкви находят бессмысленным, часам напролет могут просиживать у телевизора или
компьютерного монитора.
Тем не менее, думается мне, что
научись верующие люди отчетливо представить собеседнику смысл не только своего
земного бытия, но и ожидания «воскресения мертвых и жизни будущего века»
(Никое-Цареградский символ веры), вероятность того, что проповедуемое Евангелие
будет более понятным людям, станет гораздо выше.
Так вот, как нам отвечать на
вопросы собеседников: что мы будем делать в вечности, после воскресения?
Давайте вместе попробуем найти в
Евангелии то, что особенного находили ученики Христа в Его воскресении? И какой
смысл они видели в «жизни будущего века»? Очевидную невероятность воскресения
мы не будем рассматривать. Сама по себе эта невероятность не сможет достаточно
долго вызывать интерес. И воскрешенный Христом Лазарь из Вифании - тому подтверждение. Не сразу можно
заметить, что, собственно, воскресение Христа из мертвых для учеников приобрело
серьезное значение только после Его заверений: «се, Я с вами, во все дни, до
скончания века». И, особенно, после сошествия Святого Духа, обеспечивающего
реальное присутствие Христа в уверовавшем человеке. Вспомните, когда именно
Петр заявил: «Иду ловить рыбу»? Как это ни странно, но уже после воскресения
Господа. Христос после воскресения не находился рядом с учениками постоянно,
как это было до распятия. Поэтому, и от чувства оставленности (сиротства, если
хотите) ученики избавились не сразу.
Осмелюсь утверждать, что если
смерть воспринимать, как отчужденность (он
нас покинул, оставил, от нас ушел, я от вас ухожу и пр.) то воскресение эту
отчужденность ломает и снова восстанавливает присутствие.
К слову сказать, в этом ключе становятся понятными повествования о том, что в
мусульманских культурах переход кого-либо в христианство представляется
отчужденностью, равной смерти: ты уже не с нами, ты нас оставил, от нас ушел,
а, значит, ты для нас умер.
Теперь, если смотреть на
воскресение, как на восстановление ПРИСУТСТВИЯ, становится более понятной
аргументация первоапостольской проповеди: вы, руками беззаконных Его убили, но
Он воскрес, Он теперь жив, Он, по-прежнему с нами. Он, воскресши, «уже не
умирает». В таком же ключе Апостол Павел говорит и о счастье воскресения
мертвых и вознесении Церкви: «вместе с ними восхищены будем на облаках в
сретение Господу на воздухе, и так
всегда с Господом будем», - 1Фесс.4:17. Не ускользает эта деталь и в книге
Откровения: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними», - Откр.21:3
Вывод, к которому я прихожу в
результате этих размышлений, состоит в том, что Воскресение, по-настоящему, в
полноте своей, восстанавливает нас для осуществления предвечного замысла Творца
в отношении венца творения, человека: быть пред Ним, быть с Ним. Если смерть
Христа предоставила нам возможность быть принятыми Богом в число Своих детей
уже здесь и сейчас, на земле, то Его Воскресение становится залогом нашего
вечного, обновленного уже нашим воскресением бытия.
Уберите из Символа Веры «Чаю
воскресения мертвых и жизни будущего века» и Евангелие нельзя будет считать
полным. Земная жизнь штука приятная. Особенно в той своей части, которая
проходит уже в союзе с Богом, после покаяния и обращения к Нему. Но, к
сожалению, конечная. И обрывается смертью. А воскресение – это стартовый момент
нового уровня жизни. Жизни в физическом (если только этот термин применим
здесь) присутствии Бога.
Бога, Который для достижения этой
цели пожертвовал Своим Сыном. И что меня особенно радует, так это вывод
Апостола Павла, относительно конечной цели Бога:
«Как в Адаме все умирают, так во
Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в
пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда
упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит
царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг
истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что
[Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же
все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог
все во всем», - 1Кор.15:22-28
Вы слышите? Да будет Бог все во
всем. Вот он смысл вечности, смысл «жизни будущего века». Я очень хочу жить
там, где Бог будет все во всем. Я очень хочу под Его руководством и господством
заниматься тем, что Он мне поручит.
Меня не прельщают розовенькие
картинки из фантазии бездельников: мы там ничего делать не будем, и только там
отдохнем. Скорее, мы там, находясь в Его царствии, наконец-то, по-настоящему
сможем убедиться, что работа будет в радость, а не в изнеможение. Мы там сможем
по-настоящему быть творческими, созидающими, потому что Бог будет все во всем.
Любящий Бог. Бог, воскресивший Сына Своего, Иисуса. Иисуса, который не только
Марфе, но и мне и тебе говорит сегодня:
«Я есмь воскресение и жизнь;
верующий в Меня, если и умрет, оживет», - Ин.11:25.
Я молюсь о том, чтобы мы с тобой
никогда не потеряли из виду эту славную цель – вечность в присутствии Бога.
Ради этой цели я сегодня готов быть белой вороной среди подданных князя мира
сего. Быть чудаком, верующим в «воскресение мертвых и жизнь будущего века».
Комментариев нет:
Отправить комментарий