Библия

воскресенье, 21 марта 2010 г.

О хитрости




Встретил, я вот, значит, у одного из своих друзей по блогосфере интересные размышления о хитрости.
И размещаю их для тех, кому это может быть интересным и полезным.


Как ни странно, но первая черта характера, качество, присущее живым существам, с которым мы встречаемся на страницах Библии – это хитрость.

Быт 3:1 «Змей был хитрее всех зверей полевых…»

Интересно, что, во-первых, хитрость упоминается еще до грехопадения человека и, во-вторых, о хитрости говорится как о качестве зверей.

Это наводит нас на некоторые интересные размышления. Получается, что хитрость изначально была присуща животным. Для чего животным нужна хитрость? Прежде всего, для того, чтобы искать добычу и маскироваться. В животном мире хитрость – это вопрос выживания: кто кого перехитрит – хищник добычу или наоборот. Хотя «взаимное поедание», очевидно, появилось не сразу, поскольку Слово Божье ясно говорит:

Быт 1:29-30 «… а всем зверям земным… дал Я всю зелень травную в пищу».

Итак, первоначально человеку не была свойственна хитрость. Она, как и многие другие качества, появилась после грехопадения. Человек хотел стать «как боги», однако по многим позициям стал подобным животным, т.е. не поднялся, а опустился в иерархии жизни.

Мы видим, как в беседе со змеем человек впервые сталкивается с животной «логикой». Ведь животному непонятно, как можно отказаться от того, что «хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно». Вожделение движет животными инстинктами. Но ведь в том-то и заключалось испытание, чтобы сказать «нет» своей животной похоти, чтобы осознать, что я – человек, созданный Богом для общения с Ним в любви, и что логика Бога должна быть мне ближе, чем логика животного. И хотя плоть кричит мне, что нечто хорошо, потому что сладко и желанно, но я должен считать, что это плохо, потому что Бог так считает.

И мы видим с вами, как это животное начало все больше и больше доминирует в человеке. Показательной можно считать историю Амнона, одного из сыновей Давида:

2 Цар 13:1-5 «И было после того: у Авессалома, сына Давидова, [была] сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею. Но у Амнона был друг, по имени Ионадав, сын Самая, брата Давидова; и Ионадав был человек очень хитрый. И он сказал ему: отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев, - не откроешь ли мне? И сказал ему Амнон: Фамарь, сестру Авессалома, брата моего, люблю я. И сказал ему Ионадав: ложись в постель твою, и притворись больным; и когда отец твой придет навестить тебя: скажи ему: пусть придет Фамарь, сестра моя, и подкрепит меня пищею, приготовив кушанье при моих глазах, чтоб я видел, и ел из рук ее»

Амнон не слышит голос Бога в своей душе, потому что животное орет в нем: «я хочу», а тут и хитрый друг со своим советом: «притворись больным». Один из неразлучных спутников хитрости – притворство… И предложенный другом сценарий приводит Амнона ко греху.

Какой контраст мы с вами видим в истории с Иосифом. Когда он оказался в рабстве, жена Потифара положила глаз на молодого красивого раба, и всячески пыталась заманить его в свою постель. Представьте себе – жена царедворца. Ухоженная, умащенная всевозможными ароматическими маслами, изнеженная СПА-процедурами. Тоже, вероятно, «приятная для глаз и вожделенная». Но что отвечает ей Иосиф?

Быт 39:1-9 «…он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?»

Иосиф поступает как человек, в душе которого звучит голос Творца. Он не дал волю своим «тихим животным радостям». Вероятно, подобного ожидал Бог и от Адама и Евы. На самом деле неважно, что Бог нам запрещает: яблоко, грушу, беспорядочный секс или наркотики. Важно, является ли Его воля для нас определяющей в нашей жизни.

В словарях сказано: «хитрость - это способ достижения поставленной цели обманным путём; линия поведения, основанная на сокрытии своих истинных намерений». Синонимы: лукавство, уловка, ухищрение, ловкачество, пронырливость, плутовство, притворство, коварство…

Сколько оттенков, не правда ли? Как усовершенствовал человек доставшуюся ему «от зверей полевых» хитрость, превратив ее в настоящее искусство.

Мир говорит: хочешь жить – умей вертеться. Пускай пыль в глаза, не важно быть – сумей прослыть… Хитрость используется повсюду, и в важных, и во второстепенных делах. Помните, как поступили жители Гаваона, чтобы заключить с Иисусом Навином «договор о ненападении»?

И.Нав 9:3-5 «Но жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем, употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый»

Да, чего только не придумаешь, чтобы сохранить свою жизнь…

Правда, есть библейские случаи, когда хитрость используется даже и в угодных Богу целях.

Например, Ииуй с помощью хитрости истребляет всех служителей Ваала:

4 Цар 10:18-19 «И собрал Ииуй весь народ и сказал им: Ахав мало служил Ваалу; Ииуй будет служить ему более. Итак созовите ко мне всех пророков Ваала, всех служителей его и всех священников его, чтобы никто не был в отсутствии, потому что у меня будет великая жертва Ваалу. А всякий, кто не явится, не останется жив. Ииуй делал [это] с хитрым намерением, чтобы истребить служителей Ваала»

Как мы видим, иногда сатана бывает побиваем его собственным оружием, и хитрость может принести пользу. Важен мотив. Но все же это скорее исключение, чем правило. Чаще хитрость неугодна Богу. Это можно увидеть на примере Левия, сына Иакова, и его колена (племени).

Мы видим относительно него два интересных момента.

Вначале Иаков произносит проклятие на Левия:

Быт 49:5-7 «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа»

Но спустя многие годы Моисей благословляет Левия:

Втор.33:8-11 «И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, …ибо они, [левиты], слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять».

Отчего же такой контраст?

Проклятие Левий вместе со своим братом Симеоном «заработал», когда коварно, обманным путем истребил жителей Сихема (эта история описана в 34 главе Книги Бытия).

Благословение сыны Левия заслужили, когда Моисей сошел с горы со скрижалями завета, увидел, что народ в его отсутствие сделал золотого тельца, и воззвал:

Исх 32:26-28 «…кто Господень – иди ко мне!..» и только сыны Левины отозвались на призыв.

Вот урок всем поколениям людей: когда Левий обнажил меч, чтобы, используя хитрость, излить свой гнев на жителей Сихема, он был проклят. Когда его потомки обнажили мечи для того, чтобы исполнился гнев Божий – они обрели благословение…

Итак, Библия говорит, что «змей был хитрее всех зверей полевых». В чем проявляется хитрость змея-искусителя, клеветника, отца лжи сатаны? Он изощряет все свои способности, чтобы: - найти уязвимые места в нашей с вами жизни; - заставить усомниться в словах Бога; - извратить Слово, умело вуалируя искажения. Он ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, используя для этого недюжинный интеллект, беспрецедентное коварство и изощренное лукавство. Вначале сатана предлагает воспользоваться плодом, созданный Богом, а затем подсовывает заплесневелый хлеб, который не приносит пользы, убивает тело и душу (алкоголь, наркотики, магия, порно…)

Диавол и своих последователей научает всем своим хитростям:

Мф 26:3-5 «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе»

Для этих мнимых служителей Бога внешняя пристойность давно стала дороже внутренней сущности поклонения Богу. Их не так волнует смерть невиновного человека, как то, чтобы это произошло «не в праздник». Они оказались хорошими учениками диавола: им так удалось все перекрутить и запудрить людям мозги, что те, кто несколько дней назад кричали Иисусу «осанна», вдруг стали скандировать: «распни»…

В Теле Христовом должны действовать совершенно другие принципы:

2 Кор 4:1-2 «Посему, имея по милости [Божией] такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные [дела], не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом»

Еф 4:11-16 «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, … дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».

Да поможет нам Бог служить Ему в чистоте и искренности, отбросив всякое лицемерие, коварство, лукавство, хитрое искусство обольщения и прочие проявления звериной хитрости, во славу Божию, для созидания Тела Христова в любви.

1 комментарий:

  1. Устал я от христианской хитрости и святой изворотливости, от скрытых мотивов, возведённых в ранг заботливости о пастве. Как хочется бесхитросности и открытости в общении. На Небо!!!! Юрий С.

    ОтветитьУдалить